СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ПИСАТЕЛЯМ
САСПЕНС И ЭФФЕКТ УДИВЛЕНИЯ
Саспенс – это состояние тревожного ожидания, беспокойства. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу и изредка к литературе. Саспенсом обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре киноленты; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние.
Иными словами, саспенс – это еще и состояние максимальной вовлеченности зрителя (читателя) в происходящее. И состояние это автор вызывает у публики сознательно при помощи специальных приемов.
Как добиться саспенса?
1. Читательская симпатия.
Первым делом следует обратить внимание на тот факт, что читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, который ему не симпатичен. Поэтому к созданию саспенса автор должен готовиться еще до начала написания, еще на стадии формирования плана произведения. На самом деле, саспенс – настолько сложное явление, что на его создание должны быть направлены достаточно серьезные усилия. Думаю, не ошибусь, если заявлю, что зачастую и сам сюжет строится таким образом, чтобы вызвать у читателя саспенс. Ведь саспенс по сути своей – это удаленное в пространстве и времени воздействие на психику читателя. Однако начинать следует именно с личности главного героя. Нужно всерьез поработать над тем, чтобы он был симпатичен читателю. Запомним четко: нет симпатии к главному герою – нет саспенса.
2. Драматические ситуации.
Путь к саспенсу лежит сквозь череду драматических ситуаций. Не вдаваясь глубоко в терминологию, поясню: чтобы история получилась действительно интересной, герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.
Если перечисленные условия соблюдены, возникает возможность вызвать у читателя саспенс. Обычно для этого применяется следующий прием: автор намеренно сообщает или показывает читателю смертельную опасность, которая подстерегает главного героя, а затем хладнокровно ведет его прямо в расставленный капкан. Зритель, знающий наперед о грозящей герою смертельной опасности, испытывает саспенс, так как находится именно в том состоянии тревожного ожидания и беспокойства за судьбу небезразличного ему персонажа. Все кажется довольно просто, но на практике создание подобной ситуации требует значительных усилий и соблюдения вышеобозначенных условий.
Как создать саспенс. Саспенс и эффект удивления.
Итак, мы разобрали, каким образом обычно вызывается саспенс у читателя. Однако помимо описанного способа, существует еще один, который ведет к созданию у читателя закрытого саспенса, или эффекта удивления. Эффект удивления возникает тогда, когда ни главный герой, ни читатель не знают о надвигающейся смертельной опасности. Событие происходит неожиданно и вызывает у читателя кратковременную шоковую вспышку – эффект удивления. Вспомните, как в фильмах ужасов в момент, который вроде бы ничего страшного не предвещает, на героя из-за угла неожиданно кто-то бросается! Мы вздрагиваем, так как на нас подействовал эффект удивления.
Разница между саспенсом и эффектом удивления заключается также и в продолжительности: если саспенс можно до определенной степени растянуть во времени, то удивление – это одномоментный эпизод. Ну и конечно, создать эффект удивления значительно проще: достаточно просто выпрыгнуть на главного героя из-за угла.
В своих произведениях, думается, есть смысл варьировать эти приемы, чередуя закрытый и открытый саспенс, не давая читателю возможности привыкнуть к чему-то одному.
Всякому ли произведению нужен саспенс?
Нет, необязательно. Даже если отбросить в сторону описательную прозу и различные философские притчи, то даже не всякой остросюжетной истории требуется саспенс. Все зависит от целей самого автора. Саспенс подобен вишенке на праздничном торте, он как приятное эмоциональное дополнение к рассказываемой истории. Но его вполне может и не быть, и книга от того не станет хуже. В общем, решать всегда автору.
#советы_начинающим_авторам #креатив #creative #inspire #вдохновение #inspiration #inspirin #writer #писатель #цитата #цитаты